[ Скачать с сервера (77.9 Kb) ] | 22.06.2018, 10:37 |
Введение Система образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новыми концептуальными подходами к разработке и использованию технологий обучения и т.д. Общепризнанным является то, что психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач учебной деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования и к начальному обучению как к первому звену непрерывного образования. Компьютеризация образования является в настоящее время приоритетным направлением в совершенствовании системы образования. Она осуществляется через активно разрабатываемые в последние годы компьютерные технологии. В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования. Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования – каждому. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность применять полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе способствует переходу от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это, в свою очередь, приводит к осознанному усвоению знаний учащимися. Освещение проблем, связанных с использованием современных информационных и компьютерных технологий в учебном процессе, начато и развито в фундаментальных трудах ученых: Р. Вильямса, Б.С. Гершунского, В.М. Глушкова, А.П. Ершова, К. Маклин, Е.И. Машбиц, С. Пейперта, Е.С. Полат. В работах этих авторов показано, что внедрение компьютерных технологий в практику обучения есть одна из форм повышения эффективности учебного процесса. Вопросами разработки и применения средств обучения на основе компьютерной техники и создания методической поддержки их использования занимались ученые: Н.В. Апатова, А.Ф. Верлань, А.М. Гуржий, М.И. Жалдак, И. Иваськов, В. Лапинский, В. Мадзигон, Д. Матрос, Н. Морзе, С. Раков и др. Изучению аспектов психолого-педагогических основ использования ИКТ в учебном процессе посвящено не меньшее количество исследований (Р. Вильямс, К. Клейман, С. Пейперт, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Т.В. Минькович, И.В. Левченко, Г.Л. Луканин, И.В. Роберт и др.). Однако результаты изучения практического состояния проблемы показали, что внедрение компьютерных технологий в систему начального образования имеет ряд негативных сторон, основными из которых являются: опасность подавления межличностного общения; снижение роли устной и письменной речи; отсутствие методических материалов по использованию ИКТ в учебном процессе; слабая обеспеченность образовательных учреждений современным мультимедийным оборудованием. В связи с этим становится актуальным вопрос применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в начальной школе. По сравнению с другими учебными предметами, уроки трудового обучения в I-IV классах имеют ряд специфических особенностей, одна из которых заключается в том, что основное время учебных занятий отводится на выполнение практической работы – изготовление определенного изделия. Прочность знаний, полученных в процессе труда, основываются на том, что в их создании участвуют различные анализаторы: кинестетические, зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные. Но стоит обратить внимание на то, что у учителей в связи с постоянными изменениями в образовании возникает большое количество вопросов по поводу того, как учить детей, чтобы реализовать на практике выдвинутые задачи. Практика трудового обучения и воспитания показывает, что педагоги неохотно переходят к использованию новых средств и методов обучения. Это связано с тем, что в программах и методических рекомендациях за последние годы для младших школьников по этой проблеме они находят очень скудные сведения. В основном, в методических пособиях даются подробные инструкции о том, как изготовить конкретное изделие. Таким образом, возникает противоречие между внедрением информационно-коммуникационных технологий в начальной школе и недостаточно проработанной методической базой их использования на уроках трудового обучения в младших классах. Проблема исследования: каковы основные методы и приемы использования компьютерных технологий на уроках трудового обучения в начальной школе? Обозначенная проблема подтверждает актуальность выбранной для изучения темы: «Использование компьютерных технологий на уроках трудового обучения в начальной школе». Цель исследования: выявление основных методов и приемов использования компьютерных технологий на уроках трудового обучения в начальной школе. Объект исследования: процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. Предмет исследования: использования компьютерных технологий на уроках трудового обучения в начальной школе. Задачи исследования: 1. Проанализировать теоретическое и практическое состояние проблемы информатизации образования на современном этапе. 2. Описать преимущества и недостатки включения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий. 3. Определить специфические особенности применения ИКТ в младших классах. 4. Выявить методы и приемы использования компьютерных технологий на уроках трудового обучения в начальной школе. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ педагогического опыта, дедукция и индукция. Теоретическая значимость исследования состоит в анализе теоретического и практического состояния проблемы информатизации образования на современном этапе, описании преимуществ и недостатков включения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, в определении специфических особенностей применения ИКТ в младших классах, выявлении методов и приемов использования компьютерных технологий на уроках трудового обучения в начальной школе. | |
| |
Просмотров: 344 | Загрузок: 4 | |
Всего комментариев: 0 | |