Выпускная квалификационная работа по педагогике
[ Скачать с сервера (145.3 Kb) ]22.06.2018, 10:40

Введение

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

Важнейшей задачей школы на современном этапе является гуманизация процесса обучения, которая находит свое выражение в том, что, наряду с педагогическими целями обучения, большое внимание уделяется развитию обучающихся, формированию их индивидуальности. Происходит постепенное осознание потребности в формировании информационной культуры учащихся. Необходимость удовлетворения обозначенных потребностей в условиях неуклонно растущей информатизации учебного процесса требует от педагога знаний и умений в области применения новейших педагогических технологий, владения прогрессивными методами и средствами современной науки.

Информационные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса значительно повышающей его эффективность. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность применять полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Освещение проблем, связанных с использованием современных информационных и компьютерных технологий в учебном процессе, начато и развито в фундаментальных трудах ученых: Р. Вильямса, Б.С. Гершунского, В.М. Глушкова, А.П. Ершова, К. Маклин, Е.И. Машбиц, С. Пейперта, Е.С. Полат. В работах этих авторов показано, что внедрение компьютерных технологий в практику обучения есть одна из форм повышения эффективности учебного процесса.

Вопросами разработки и применения средств обучения на основе компьютерной техники и создания методической поддержки их использования занимались такие ученые, как Н.В. Апатова, А.Ф. Верлань, А.М. Гуржий, М.И. Жалдак, И. Иваськов, В. Лапинский, В. Мадзигон, Д.Матрос, Н. Морзе, С. Раков и др.

Изучению аспектов психолого-педагогических основ использования ИКТ в учебном процессе посвящено не меньшее количество исследований (Р. Вильямс, К. Клейман, С. Пейперт, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Т.В. Минькович, И.В. Левченко, Г.Л. Луканин, И.В. Роберт и др.).

Информационные технологии имеют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа.

Под средствами мультимедиа (англ. muitimedia от лат. Multum – много и media – средства) понимают информационные технологии, использующие различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на обучаемого, который одновременно является и читателем, и слушателем, и зрителем.

Значительный образовательный потенциал мультимедийных технологий отмечается во многих трудах зарубежных и отечественных ученых (И. Вернер, А.И. Каптерев, М. Кирмайер, У.Л. Рош, Б.В. Светлов, Л.Д. Скибб, А.М. Чеснат, О.В. Шлыкова и др.), раскрывающих социокультурную природу мультимедиа.

Значительная часть работ, посвященных проблемам применения мультимедиа в отечественном образовании, связана с решением вопросов технического, программного, лингвистического обеспечения, дизайна мультимедийных обучающих систем (А.Е. Аношенко, М.Г. Белоусов, А.Д. Брейман, Н.И. Вавилова, А.С. Вахрушев, И.В. Голубятников, А.Б. Гольдштейн, В.Г. Казаков, Е.В. Комисарова, А.А. Меньшикова, М.В. Моисеева, Ю.А. Павличенко, А.Ю. Пауков и др.).

Практика трудового обучения и воспитания показывает, что педагоги неохотно переходят к использованию новых средств и методов обучения. Это связано с тем, что в программах и методических рекомендациях для младших школьников по этой проблеме они находят очень скудные сведения. В основном, в методических пособиях даются подробные инструкции о том, как изготовить конкретное изделие. Однако, использование мультимедиа на уроках технологии позволяет проводить их на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка); обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объем выполняемой работы на уроке в несколько раз; обеспечивает высокую степень индивидуализации и дифференциации обучения; способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов.

Таким образом, возникает противоречие между внедрением компьютерных технологий в учебный процесс начальной школы и недостаточным использованием возможностей мультимедийных средств на уроках технологии в начальных классах.

Проблема исследования: каковы возможности использования мультимедийных средств на уроках технологии в начальных классах?

Обозначенная проблема подтверждает актуальность выбранной для изучения темы: «Организация уроков технологии в начальных классах с использованием мультимедийных средств».

Цель исследования: теоретическое обоснование возможностей мультимедийных средств в учебном процессе начальной школы и разработка комплекса уроков технологии с использованием мультимедиа.

Объект исследования: организация работы по использованию мультимедийных средств в учебном процессе начальной школы.

Предмет исследования: возможности использования мультимедийных средств на уроках технологии в начальных классах.

Для достижения поставленной цели определены задачи:

1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме использования мультимедийных средств в учебном процессе.

2. Выявить возможности использования мультимедийных средств в учебном процессе начальной школы.

3. Описать особенности использования мультимедийных средств на уроках технологии в начальных классах.

4. Выявить степень использования мультимедийных средств на уроках технологии в начальных классах.

5. Разработать и провести уроки технологии с использованием средств мультимедиа.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, систематизация, моделирование.

Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении теоретических подходов к проблеме использования мультимедийных средств в учебном процессе, выявлении возможностей мультимедийных средств в учебном процессе начальной школы, описании особенностей использования мультимедийных средств на уроках технологии в начальных классах.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении степени использования мультимедийных средств на уроках технологии в начальных классах, разработке и проведении комплекса уроков технологии в начальных классах с использованием мультимедийных средств.

Категория: Мои файлы | Добавил: Aleksandr
Просмотров: 326 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: